Трехсвятское, Елабуга тож

Этим летом я практически в каждые выходные куда-то ездил. Елабуга, правда, выбилась из общего графика. Во-первых, в выходные мы не уложились, а во-вторых… она оказалась совершенно потрясным местом. Лично я ставлю её по привлекательности для туриста в один ряд с Киевом, Минском и Питером.

По дороге к городу нам и везло и не везло одновременно. Поймать машину мы смогли только к вечеру. Ещё до этого решили не ехать в Елабугу и ограничиться Казанью — времени уже было слишком мало. Остановили фуру IVECO, едем. Водитель, Олег, высадит нас на казанской объездной. А едет он … до Елабуги. Моментально меняем планы — не случайно же нам попался водитель из Е. Будь что будет. Пусть даже время позднее, а впереди 800 км автостопом туда и обратно.

Олег оказался выходцем с Западной Украины, но настоящим фанатом Елабуги. Он просто проезжал как-то мимо и место настолько ему понравилось, что он через пару лет не только сюда перебрался, но и перевез семью и родителей. Елабуга — место, идеальное для жизни — считает Олег. Надо сказать, что, увидев город, мы не смогли с ним не согласиться. Когда мне будет 60, куплю в Елабуге большой дом с садом, буду ковыряться в земле и нянчить внуков.

Олег довёз нас до круглосуточного магазина в центре, а оттуда мы уже двинули на такси, выдав водителю заученное название места для ночлега, которое нам порекомендовал Олег. Правда, как выяснилось позже, привезли нас не туда.

Ночь. Тьма полнейшая. Река. Высокий берег Камы. И рыбаки, рыбаки, рыбаки. Но они-то ладно. Берег жутко неровный и каменистый — палатку на таком не разобьёшь. Жутко уставшие, шагаем дальше. В итоге наш карманный прожектор находит какую-то брешь в камнях. Там и устраиваемся, мгновенно засыпаем.

Утром просыпаюсь первым, вылезаю из палатки и офигеваю. Во-первых, красота вокруг просто неописуемая. А во-вторых, вокруг не камни вовсе — это остатки древних крепостных стен. Мы спали в выбоине в стене тысячелетней крепости наших предков! Правда, время, или, скорее, войны, не оставили здесь камня на камне.

Во мне немало чувашской крови. А волжские булгары — предки как чувашей, так и татар. Просто одни булгары приняли ислам (татары), а другие остались язычниками (чуваши) и позже были насильно обращены в православие русскими. Сейчас, правда, Елабуга, если не ошибаюсь, преимущественно русский город.

Немного поплескались в Каме, позавтракали, собрали палатку и полезли на крутой берег — благо, лестница имелась. Залезли и снова выпали в осадок — лучше вида я в жизни не видел. Разливы Камы, острова, долины — всё как на ладони. Природа потрясающая, эмоций масса — и это при том, что мы ещё не видели самого городища и города.

Ближе к городищу расположился достаточно большой сад — здесь мы нарвали мелких, но очень вкусных яблок и двинули дальше. К Чёртову городищу мы прибыли одновременно с несколькими автобусами с туристами. Чистенькие и умытые, они смотрели на нас, стопперов в камуфляже и с огромными рюкзаками, как нам показалось, с лёгкой завистью, а мы на них немного свысока — туриииииисты — ходят как цеплята за экскурсоводом.

Впрочем, как обычно и бывает, к одной группе на какое-то время мы примазались и послушали разных баек об истории города. Кстати, как выяснилось, башня не то, чтобы чудом уцелала с домоногольского периода — уцелела лишь её часть. А остальное восстановили по кусочкам в IXX веке.

На камских склонах полно камней, подозрительно напоминающих кладку, только не кирпичную, а из природных камней. Мы так и не поняли, природные ли это «стены», или всё же творение рук человеческих.

В общем-то, мы ожидали, что «облагороженное» городище как-то побольше размером будет. Но нет — так нет. Туристы погрузились в автобусы, а мы рванули в город. В новый город. Чистенький, аккуратный, застройки советского периода и нашего времени. Нас же интересовала старая часть города и мы, как и обычно, на «пешкадрусе» рванули туда.

В городе много маленьких симпатичных домиков. Банки, нотариусы, офисы компаний — всё это очень компактно расположилось в миленьких особнячках, расположенных вперемешку со старыми и новыми, но столь же миниатюрными жилыми домами. Настоящий частный рай в средней полосе России.

Остановки общественного транспорта в городе тоже не самые скромные. Ну дык — всё же это богатый Татарстан, рядом Челны и ОЭЗ «Алабуга» — денежки тут явно водятся. Но в откровенно показушную роскошь, как в Казани, здесь это не выливается.

Зверь под именем «Гламур» здесь тоже водится, правда, весьма своеобразный. Вот уж не думаю, что эти собакевичи — местные разновидности йоркширских терьеров блондинистых посетительниц кафе ). Кстати, на одной из витрин были замечены Гуси — футболки с надписями Gucci с явно китайской родословной.

Сам город красив, ухожен и удивительно безлюден. Здесь много красивых особняков, более скромных домишек и необычных памятников. И, что очень порадовало, никакие чудовищные новоделы здесь не нарушают тихой атмосферы русской провинции. В Елабуге отдыхаешь душой — ни шума, ни пыли, ни назойливой рекламы и пробок.

А вот в музеи мы решили даже не соваться — оставили на следующий раз. Завтра нужно было на работу, а нам ещё выбираться из города и долго-долго стопить. А время уже близится к вечеру.

У этого памятника я расположился привести в порядок рюкзак — там что-то навязчиво чпокало, блямкало и булькало. Разгребаю завалы и вдруг слышу удивлённое — «Саша?». Поднимаю глаза и снова выпадаю в осадок — передо мной Олег — тот самый водитель, который привёз нас в Елабугу.

Он с женой поехал по делам и случайно увидел нас. Шустренько грузимся в его «Ладу» и двигаем по направлению к выезду из города, сделав пару кругов по лучшим улицам Елабуги. Разве бывают такие совпадения случайными? Думаю, нет. Так что спасибо небесным великим комбинаторам )

Зы: Наверное, у вас возник вопрос — а почему так странно пост называется? Объясняю:

После покорения Казанского царства, когда эти места были заняты, на месте Елабужского Чёртового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. В 1616 году на этом месте было закончено строительство Троицкого монастыря и его церквей, но просуществовал он недолго и в 1764 году был упразднён.

Примерно ко времени создания обители относится и основание села Трёхствятского, так в записках известного князя Курбского упоминается о походе на Каму, совершенном русскими вскоре после покорения Казани царем Иоанном IV Васильевичем Грозным. В книге Большого Чертежа, составленной в первой четверти XVII столетия Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чертов — Елабуга тож».

Существует предположение что после основания села Трехсвятского и первой Покровской церкви царем Иваном Васильевичем, по приказанию коего и была заложена Покровская церковь, был пожалован в Покровскую церковь образ Трех Святителей, отчего Елабуга и стала называться селом Трехсвятским.

Образ Трех Святителей до сих пор хранится в Покровской церкви города Елабуги, живопись его нисколько не пострадала и принадлежит к древнейшему греческому стилю. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось «Трехсвятское, Елабуга тож».

5 комментариев на “Трехсвятское, Елабуга тож

1. Интересный у вас был опыт. Я сам из Елабуге, правда теперь в Москве обосновался. У меня на блоге можно почитать больше про Елабугу (то, чего нет на различных городских страницах)

1. @Редактор Удиков, Блог мой i-qst.com, там пока немного про Елабугу, но, как появятся интересные идеи, еще что-нибудь напишу.
        Что касается того, где можно остановиться… В Елабугу много туристов на могилу Цветаевой приезжает и в музеи, поэтому есть несколько гостиниц в старой (например, гостиница «Тойма» прямо на площади Ленина) и новой части города. Сколько что стоит я не в курсе, но думаю, в интернет всю информацию можно найти. Если подешевле, то про что-то подобное хостелам в Елабуге я ничего не слышал.