Камское устье и гипсовые штольни

Показываю красоты Татарстана, Волги и Камы — наземные и подземные

Фоторепортаж 2012 года.

В воскресенье у меня сбылась ещё одна маленькая мечта — я побывал в Камском Устье. Попал я туда по приглашению ребят из «Татфондбанка» — они постоянно выбираются в велопробеги, совершают автомобильные вылазки и т.д., причём организовано всё бывает на высшем уровне.

Пара часов пути в разговорах, и вот мы уже на месте. Кстати, ещё в дороге красоты потрясают, а здесь и вовсе настоящий земной рай. Вокруг бушует золотая осень, повсюду куча палаточных лагерей, чуть ниже открываются потрясающие виды на Устье, место слияния двух великих рек — Волги и Камы. Я пишу «слияние» именно потому, что вопрос о том, кто в кого впадает — риторический, политический и вообще неполиткорректный )

Небольшой инструктаж, и мы уже в пути — спускаемся по довольно крутым склонам к Юрьевской пещере. Я, впрочем, скакал по ним как сайгак — вырос на таких обрывистых берегах и ощущал себя как рыба в воде.

Неподалёку от Юрьевской пещеры нас обгоняет девушка. Рекомендует не соваться внутрь — измажем одежду и камеры. Подходим, смотрим и действительно решаем туда не лезть — для спуска туда мы явно недостаточно подготовлены — здесь нужны камуфляж, мощные фонари, резиновые сапоги или берцы. Мы же скорее похожи на туристов где-нибудь в центре Европы.

Шагаем к гипсовым штольням. Выходим на высокий обрывистый берег и просто теряем дар речи от красот. Хватаемся за камеры и ещё долго не можем от них оторваться.

Потом осматриваемся, начинаем замечать величественные скалы из известняка и повисших на них альпинистов — у них тут какие-то соревнования. Красоты-красотами, а нам нужно вниз. Нацепляем фонари, влезаем в теплые куртки и погружаемся в полумрак гипсовых штолен. В части галерей разработка велась в конце XIX века, в другой части — уже в ХХ-м. Новые коридоры шире и ровнее. Наверх и на берег пробиты выходы и вентиляционные шахты, поэтому здесь достаточно света, к тому же мы пока что не углубляемся далеко.

Лучи наших фонарей сплетаются в причудливые световые хороводы, света порой настолько много, что можно снимать. Но вот мы удаляемся от «береговых» галерей, и становится заметно темнее. Когда отстаёшь, понимаешь, что твой налобный фонарик не в силах прорвать кромешную тьму, а встроенная вспышка фотокамеры здесь бессильна — снимки выходят размытыми и смазанными. Впрочем, это я просто снимать не умею )

Нужно догнать ребят — как-то неуютно здесь, в темноте. Ускоряем шаг, видим беснующиеся лучи фонариков, догоняем. И вдруг слышим под ногами всплески — вода! Кто-то уже влез в огромную лужу и информирует — купаться не стоит — водица холодная. Шагаем по камням, временами кто-то срывается. Здесь неглубоко, но нырять как-то не хочется. С камерой на пузе, рюкзаком и мощным объективом на боку идти неудобно — того и гляди шваркнешь чем-нибудь о ребристую стену. Срываюсь, плюхаюсь в воду. Но удерживаюсь на ногах и, как ни странно, даже не промачиваю ноги. Кеды из кожзама форева )

Изучаем повороты, выступы, расселины, светим во всевозможные дыры в стенах, проходим очередное маленькое подземное озеро и … утыкаемся в тупик. Говорят, ещё год назад здесь можно было идти и дальше. Сбоку от нас осыпаются стены — какие-то ребята полезли в вентиляционную шахту и едва оттуда не сорвались. Мы же устраиваем небольшую фотосессию у решётки. Ребята с мощными светодиодными фонарями похожи на машин-убийц из фантастических фильмов.

Видим в руках у девушек какую-то бумагу. Нашли «карту клада». Видимо, здесь кто-то играл в «Дозор» или «Энкаунтер», в общем, во что-то приключенческое. Классно! Осторожно кладём карту на место и двигаемся к выходу. Здесь вовсе не страшно, хочется походить ещё и залезть в отдалённые коридоры, но это, наверное, уже в следующий раз — не будем отделяться от коллектива.

Выходим и спускаемся по веревке с узлами на берег. Спуски крутые, но идти вполне можно. У воды красотища. Водная гладь с лёгкой рябью кажется бескрайней. Но вот её нарушают отдыхающие здесь туристы — кто сказал, что в сентябре не купаются?! Отфыркиваясь и гогоча, огромные мужики гребут куда-то вдаль. А мы, впечатлённые красотами, двигаем в наш лагерь. Уходя, замечаем у берега какие-то необычные полупрозрачные минералы, отполированные водой.

На опушке леса нас уже ждёт вкусный обед, чуть позже будут готовы шашлыки. Наедаемся, кто-то начинает играть в мафию, кто-то — в бадминтон, кто-то просто фоткается на фоне окружающего нас природного великолепия.

Мы же с Лизой идём прогуляться до берега. Пройдя через небольшой лесок, попадаем на небольшой скалистый выступ с неописуемыми видами. Захватывает дух — здесь чувствуешь себя птицей. Весь мир у твоих ног. Хочется сесть здесь и никуда не уходить. Возвращаюсь сюда аж трижды — место не отпускает.

Позже идем с Тимуром полюбоваться видами на гору Лобач, возвращаемся уже к готовым шашлыкам. Наедаемся до отвала, прощаемся с красотами, двигаем в обратный путь.

Проезжаем село «Антоновка» — именно оно, благодаря своим огромным садам дало название знаменитому сорту яблок — «Антоновке». В дороге наша колонна растягивается. Останавливаемся, чтобы собрать отстающих. Стоим, потрошим привезённые кем-то подсолнухи. И вдруг видим, как беленькая Kia покатилась к нашей Chevrolet.

Держите машину — закричали девчонки. Но было поздно — контакт уже произошёл. Машину не поставили на ручник, и проезжавший мимо грузовик обдал её потоком воздуха. Вот знойная кореянка и решила на радостях поцеловать «американ боя». Отделались легко — лишь маленькой царапиной. Это был наш первый автомобильный инцидент, но, к сожалению, не последний.

И тут кто-то сказал — я знаю короткую дорогу. Отлично — объедем пробки. Но мне интуиция подсказывала, что главные приключения у нас впереди. И я не ошибался.

Мчимся мимо заброшенных совхозов и бедных деревень куда-то вдаль, причём дорога с каждым километром становится всё хуже. Барабаним защитой по земле, то влезаем вверх, то сваливаемся вниз. В итоге подъезжаем к огромной опушке леса с разбитой трактором дорогой — глубокие колеи, залитые грязью и водой, как будто говорили — дальше дороги нет. Но мы ж так просто не сдадимся!

Наваливаем веток, каких-то стволов и прочего хлама. Первопроходец, Nissan Juke, проходит этот путь пусть и с пробуксовкой, но без чрезмерных усилий. Даже несмотря на шоссейную резину, которая почти ему не помогает. Владельцы легковых седанов, впрочем, настроены не слишком оптимистично. Жук тем временем протискивается между стволами деревьев и под наши аплодисменты выезжает на нормальную дорогу. Переднеприводной малыш оказался вовсе неплох на бездорожье.

Следом едет Chevrolet Lacetti Тимура — та самая «поцелованная» машина, на которой мы ехали в качестве пассажиров. Собственно, я направляю водителя снаружи. Но «всё пошло не по плану». С самого начала машина начала крениться влево, а потом попросту стала сползать в колею. Тимур предпринял отчаянную попытку прорыва и пришпорил все 109 лошадок своего авто. Отважная легковушка с ревом ринулась сквозь лужу — казалось, что это не седан вовсе, а настоящий танк. Проехав два метра в глубочайшей грязи, машина почти выехала из колеи, но, завоняв горелой резиной, скатилась обратно — не хватило мощности.

В ход снова идут ветки, домкрат и трос — будем вытаскивать вручную, так как Nissan уже отъехал достаточно далеко. А тянуть машинами назад нет смысла — упадём в ту же яму. Раз-два-взяли, раз-два-взяли. Пошла, родная! Ура — вытащили! Но здесь нас ждало очередное разочарование — стало понятно, что между стволов машина не пройдёт — компактный Juke здесь имел явное преимущество. В итоге приходится повторять все операции в обратном режиме. Из под колёс летят тонны грязи, а мы выступаем в роли сухопутных бурлаков — на такой дороге нужны не только лошадиные, но я людские силы. Вытащили!

Прощаемся с экипажем «Жука» — они едут дальше, а мы разворачиваемся и едем в сторону пробок, которые к тому времени, к счастью, уже почти рассосались. Через пару часов, сквозь очередные объездные пути всё же приезжаем домой. Пыльные, потные, усталые, но жутко довольные, полные приятных воспоминаний и позитивных эмоций. Засыпая слышим, как в подоконник энергично забарабанил осенний дождь. Бабье лето закончилось. Но как же здорово мы его проводили!

Другие мои материалы по теме: